Вся правда о СРО

Как известно, российская система саморегулирования в строительстве еще очень молода, но, несмотря на это, сегодня насчитывается 248 саморегулируемых организаций. Как сориентироваться во всем многообразии СРО? На этот вопрос мы попытались ответить в данной статье, представив классификацию действующих организаций.
Условно, существующие СРО можно разделить на четыре группы
- СРО ПЕРВОЙ ВОЛНЫ (10-20 СРО в реестре) – это организации, которые благодаря связям, грамотной организационной работе, значительным денежным вливаниям, первыми получили статус СРО. Как известно, кто первым выходит на рынок, то и снимает сливки. Попасть в эти СРО сложно, поскольку помимо больших финансовых затрат, необходимо доказать соответствие высоким требованиям для получения допуска.
- СРО ВТОРОЙ ВОЛНЫ (21-130 СРО в реестре) – это отраслевые, региональные и первые коммерческие СРО. Для вступления необходимо понести существенные денежные расходы, однако, требования для вступления в такие СРО более лояльные по сравнению с СРО первой волны. Впоследствии многим из коммерческих СРО данной группы удалось наладить успешную работу и улучшить свою репутацию, поэтому в настоящее время они пользуются большой популярностью среди компаний, желающих получить допуск.
- СРО ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ (131-200 СРО в реестре) – это либеральные СРО, которые не успели снять сливки с рынка, но ведомые жаждой прибыли подключили консалтинговые компании для привлечения новых членов СРО. Вступить в них не составляет труда, поскольку существуют значительные послабления при проверке документов.
- СРО ЧЕТВЕРТОЙ ВОЛНЫ (зарегистрированы в 2012-2013 гг.) - это организации, главной целью которых является обогащение отдельных лиц, стоящих за деятельностью СРО. Основным их стремлением является получение в собственное распоряжение как можно большего количества денег, поступивших в оплату взносов в компенсационный фонд. К реализации функций СРО они подходят формально, т.е. не проверяют членов при их вступлении и не контролируют их деятельность в дальнейшем.
Участников коммерческим СРО приводят консалтинговые компании (зачастую созданные самой СРО), предлагающие удивительно выгодные условия вступления: бесплатно, в рассрочку, за один день или даже час.
Однако методы, которыми пользуются такие консалтинговые фирмы, весьма сомнительны
- Подделывают дипломы, свидетельства о повышении квалификации или используют документы от других организаций, ранее вступивших в СРО. Общеизвестно, что малый бизнес в большинстве случаев не соответствует стандартным требованиям для получения допуска СРО, но именно для таких случаев и существуют фирмы-посредники, которые «решают все вопросы».
- Предлагают оплатить взнос в компенсационный фонд в рассрочку, а это не законно. Компания вступает в СРО в рассрочку, однако, консалтинговая фирма не сообщает, что допуск будет внесен в реестр только после 100% оплаты взноса в компенсационный фонд. За работу по такому допуску законодательством предусмотрена административная ответственность, нести которую будет ни фирма-посредник и ни СРО, а строительная компания.
- «Рисуют» допуски фактически по звонку, без всякого контроля, только ради гонки за прибылью.
К категории коммерческих сегодня можно отнести каждую пятую СРО в строительстве. Бурному развитию подобных СРО в последние годы способствует не только участие в них фирм «однодневок», но и увеличивающийся интерес со стороны вполне солидных строительных компаний. Причина в гораздо более привлекательных условиях членства СРО «пустышек», рекламирующих себя на просторах интернета.
Коммерческие СРО дискредитируют всю систему саморегулирования и сводят на нет весь положительный эффект от ее внедрения.
Разновидности организаций, представленных на строительном рынке
- Уважаемые, серьезные строительные компании, длительной работой на рынке доказавшие свою компетентность. Они обладают хорошей репутацией и в их рядах трудятся авторитетные профессионалы. К данной группе можно отнести крупные компании, работающие в строительстве более 10 лет.
- Узкоспециализированные компании, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке. Работают более 5 лет.
- Молодые и амбициозные компании с четким позиционированием себя на рынке. Своего рода «локомотивы роста отрасли» - обладают реальным штатом квалифицированных сотрудников, имеют опыт реализации проектов, заботятся об имидже. Работают от 3 до 5 лет. – Клиенты «либеральных СРО». Такие компании нуждаются в поддержке со стороны государства, но не получают ее.
- Компании «лотереи» - молодые и амбициозные, но не обладающие реальным кадровым составом, который бы удовлетворял требованиям для получения допуска СРО. Работают менее 3 лет. Такие компании не готовы к большим затратам на вступление, и поэтому большинство из них являются клиентами коммерческих СРО.
- Компании под конкретный проект, созданные в помощь организациям первой и второй группы. Например, крупная строительная компания выиграла тендер и с целью оптимизации затрат создала несколько компаний для субподряда. Большая часть фирм такого рода получает допуски в коммерческих СРО, поскольку через год или два уже перестанет существовать.
- Компании, которым не обязательно получать допуск СРО, но они это делают по просьбе заказчика.
- Компании, жестко связанные обязательствами, вынужденные вступать в «нужное» СРО по указке.